Cан-Диего (штат Калифорния)
На весну 2004 г. планировалось открытие интермодальной пересадочной станции Сан-Исидро в Тихуане (на границе Мексики и США), которая является конечной для линии Blue рельсового транспорта облегченного типа и обошлась в 24 млн. дол. Этот транспортный центр должен обслуживать до 20 % всех пассажирских перевозок в данном регионе и станет самым загруженным на сети линий общей протяженностью 77 км с 49 станциями, принадлежащей управлению городского транспорта Сан-Диего (Metropolitan Transit System Board, MTS). По данным MTS, ежедневный объем перевозок составляет 80 тыс. – 100 тыс. пассажиров.

Продолжалось строительство продолжения линии Mission Valley East, которое свяжет линии Blue и Orange (стоимость этих работ 496 млн. дол.). Открытие нового участка с четырьмя станциями намечено на май 2005 г. Он пройдет с запада на восток из центра Сан-Диего в район Санти в основном параллельно междуштатной автомагистрали 8, за исключением небольшого тоннельного участка и станции вблизи университета Сан-Диего.

Другой новой линией — Green, как полагают, будут пользоваться ежедневно до 19,8 тыс. пассажиров, на ней предусмотрен ввод в обращение 11 новых поездов.

Проект еще одной линии — Mid-Coast протяженностью 17,1 км предполагалось подготовить в конце 2004 г. Линия должна пройти в северо-западном направлении вдоль восточной стороны междуштатной автомагистрали 5 от «Старого» города до университетского городка.

Компания-оператор регионального общественного транспорта North County Transit District (NCTD) планировала в 2004 г. достроить обгонный путь Encinitas своей пригородной железной дороги Coaster Сан-Диего — Ошенсайд; стоимость работ 6,2 млн. дол. Это позволит улучшить организацию сообщений на линии длиной 65,6 км, в основном однопутной и совместно эксплуатируемой компаниями NCTD, Amtrak, Burlington Northern Santa Fe (BNSF) и Metrolink. Объем перевозок на этой линии по будним дням превышает 6000 пассажиров.

В 2005 г. намечали ввести в эксплуатацию линию Sprinter стоимостью 351,5 млн. дол., на которой будут работать 12 дизель-поездов, заказанных в декабре 2003 г. компании Siemens. Эта линия длиной 35,2 км с 15 станциями свяжет города Ошенсайд, Виста, Сан-Маркос и Эскондидо. Станция Ошенсайд будет пересадочной с сообщениями Coaster, Surfliner компании Amtrak и пригородными компании Metrolink. Предполагаемый объем перевозок по новой линии может к 2020 г. достичь 16 тыс. чел./сут.

Реализация указанных планов зависела от решения законодательных органов штата Калифорния относительно предложения губернатора штата изменить направленность использования доходов от налога на продажу бензина. Обычно эти доходы являются основными для формирования фондов финансирования транспортных программ, и предлагалось использовать их для выхода из бюджетного кризиса.

Лос-Анджелес (штат Калифорния)
Транспортная администрация Лос-Анджелеса (Los Angeles County Metropolitan Authority, MTA) управляет сетью рельсовых линий облегченного типа общей протяженностью 117 км, включая открытую в 2003 г. линию Gold длиной 21,9 км, идущую в Пасадину. МТА предполагала начать в 2004 г. работы по удлинению на 9,6 км линии Gold в восточном направлении (стоимость 898,8 млн. дол.). По рекомендации FTA в 2005 финансовом году 55 % инвестиций в реализацию проекта поступит из федерального бюджета. Новый участок с девятью станциями пройдет от станции Юнион через восточную часть Лос-Анджелеса, обеспечивая обслуживание районов региона, характеризующихся наибольшей плотностью населения. Для этого участка компании AnsaldoBbreda (Италия) заказаны 50 поездов.

Линия Gold, стоимость сооружения которой составила 859 млн. дол., включая приобретение 26 поездов у компании Siemens, имеет 13 станций, проходит от станции Юнион в Лос-Анджелесе через Чайнатаун в восточные районы Пасадины. Станция Юнион является пересадочной с линией Red метрополитена, идущей в северную часть Голливуда, и с линией Blue облегченного типа, идущей в Лонг-Бич. МТА также эксплуатирует линию Green облегченного типа, которая связывает Норуолк и Редондо-Бич через станцию Авиэйшн-Бульвар, находящуюся вблизи международного аэропорта Лос-Анджелеса. Обслуживаемая МТА сеть рельсового транспорта с 62 станциями по будним дням перевозит около 237 тыс. пассажиров.

Продолжались предварительные инженерные проработки проекта линии облегченного рельсового транспорта Exposition Corridor длиной 15,4 км, идущей в Силвер-Сити и Санта-Монику. Источники финансирования еще не определены.

На стадии реализации находятся важные проекты, направленные на увеличение провозной способности существующих линий, например проект NoHo Tower стоимостью 43 млн. дол. Власти Лос-Анджелеса и округа рассматривают этот проект как жизненно важный. Практически для каждой станции линии Red имеется проект, уже выполняемый или планируемый.

Сетью Metrolink, состоящей из семи пригородных железнодорожных линий общей протяженностью 824 км, управляет администрация Southern California Regional Rail Authority (SCRRA). На этой сети закончены работы первой очереди по строительству второго пути на участках, отличающихся наибольшей интенсивностью движения поездов. Так, работы стоимостью 24,8 млн. дол. выполнены на участках общей протяженностью 8,4 км линии в Сан-Бернардино, по проекту стоимостью 16 млн. дол. второй путь будет уложен на единственном оставшемся однопутным участке длиной 2,9 км линии Orange County протяженностью 68,8 км.

http://www.css-rzd.ru/zdm/2005-06/images/05010-11.jpg

Поезда Metrolink, движение которых организует компания Amtrak, перевозили около 36 тыс. чел./сут и обслуживали 53 станции на территории шести округов штата. Дальнейшее развитие этой сети будет обеспечено за счет строительства продолжения длиной 36,8 км от центра Риверсайда до станции Морено-Валли в районе Перрис. Первый участок (1,6 км) между станциями Сан-Бернардино и Редлендс уже построен.

Сан-Хосе (штат Калифорния)
Несмотря на серьезное уменьшение объема перевозок (в 2004 г. сеть линий общей протяженностью 48,8 км осваивала перевозку около 17 тыс. чел./сут по сравнению с более чем 30 тыс. во второй половине 1990-х годов), вызванное в значительной мере сокращением рабочих мест в Силиконовой долине, администрация Santa Clara Valley Transportation (VTA) готовилась к экономическому возрождению региона и занималась развитием системы рельсового транспорта.

К середине 2004 г. рассчитывали завершить строительство последнего 10,2-км участка продолжения линии Tasman длиной 13,3 км (до того протяженность линии была равна 25,5 км), которая пересекает Сан-Хосе с северо-запада на юго-восток. Стоимость проекта 453,9 млн. дол. с учетом заказа новых поездов компании Kinkisharyo.

На весну 2005 г. намечали открытие первой очереди продолжения длиной 8,5 км линии Vasonа, проходящей на юго-запад из центра Сан-Хосе в Кэмпбелл (стоимость 320,9 млн. дол.). В перспективе возможно дальнейшее удлинение этой линии при благоприятной финансовой ситуации.

VTA провела экологическую экспертизу проекта линии длиной 25,6 км в Cиликоновую долину от магистральной линии системы Bay Area Rapid Transit (Сан-Франциско), а именно из Фримонта в Милпитас, Сан-Хосе и Санта-Клару. Вместе с администрацией Caltrain VTA анализировала проект стоимостью 75 млн. дол. улучшения действующего пригородного сообщения Пало-Альто — Гилрой. Перспективы реализации этих проектов пока остаются неясными, так как FTA в 2005 г. не предусматривала соответствующее финансирование.

Сан-Франциско (штат Калифорния)
В феврале 2004 г. вступили в силу новые расписание движения и схемы маршрутов, обусловленные завершением осенью 2003 г. строительства нового участка длиной 13,9 км пригородной системы Bay Area Rapid Transit (BART), ведущего в международный аэропорт Сан-Франциско. Система BART общей протяженностью 167,4 км с 43 станциями обслуживает по рабочим дням около 286 тыс. чел.

http://www.css-rzd.ru/zdm/2005-06/images/05010-12.jpg

В часы пик поезда линии Pittsburg/Bay Point следуют прямо в аэропорт, затем в Милбрей и обратно тоже через аэропорт. В эти же часы поезда линии Richmond направляются непосредственно в Милбрей, а возвращаются через аэропорт. Линии Fremont и Dublin/Pleasanton Daly по-прежнему выполняют перевозки в сообщении с Дэйли-Сити.

Проект продолжения линии в аэропорт предусматривает также модернизацию депо Дэйли-Сити и станции технического обслуживания (стоимость 18 млн. дол.). Комплекс этих работ реализован в рамках рассчитанной на 10 лет программы модернизации стоимостью 1,2 млрд. дол., реализация которой будет завершена установкой новых билетных автоматов на всех станциях. В соответствии с программой модернизированы 439 вагонов эксплуатируемого парка.

Рассматривались планы дальнейшего развития рельсовой транспортной системы. Один из проектов предлагает линию автоматизированной транспортной системы длиной 5,1 км в международный аэропорт Окленда от станции Окленд-Колизеум линии BART. Стоимость строительства этой линии составляет 208 млн. дол. Предварительную техническую проработку проходил проект участка длиной 8,96 км линии Fremont, идущей на юг к Уорм-Спрингсу (634 млн. дол.), который может стать участком нового маршрута в Сан-Хосе. BART и VTA согласовали строительство линии Фримонт — Сан-Хосе протяженностью 35,2 км, но проблемы с бюджетом штата и низкий рейтинг на федеральном уровне уменьшают вероятность реализации части проекта, относящейся к участку Уорм-Спрингс — Сан-Хосе.

Специалисты BART рассматривали также вариант линии в Антиок (на востоке округа Контра-Коста) и Ливермор (на востоке округа Аламеда).

К весне 2004 г. предполагалось завершить мероприятия, позволяющие значительно увеличить провозную способность коридора Caltrain длиной 123 км, который связывает Сан-Франциско и Гилмор и эксплуатируется компанией Amtrak по заказу администрации Peninsula Corridor Joint Powers. Проект модернизации инфраструктуры, принадлежащей компании CTX Transportation, позволит организовать в полном объеме движение поездов-экспрессов Baby Bullet на участке длиной 75 км Сан-Франциско — Сан-Хосе.

CTX выполняет модернизацию одного из старейших коридоров для пассажирского сообщения в США, который начал функционировать в 1863 г. и принадлежал компании San Francisco & San Jose Railroad. Позднее его эксплуатировала компания Southern Pacific. В настоящее время это старейшая пригородная железная дорога к западу от Миссисипи. Пассажиропоток в коридоре Caltrain достигает 27 тыс. чел. по будним дням, оператором по контракту является компания Amtrak.

Компания Muni к концу 2005 г. должна завершить строительство первого продолжения длиной 8,65 км линии облегченного метрополитена. Muni эксплуатирует пять линий метро, две исторические трамвайные линии и перевозит около 157 тыс. чел./сут. В стоимость строительства нового участка (583 млн. дол.) входит приобретение 15 новых поездов.

Предварительную проработку проходил проект второго продолжения метрополитена длиной 2,7 км с четырьмя станциями. Этот проект имеет наивысший приоритет в рейтинге FTA, поэтому за счет федерального бюджета будет покрыто 70 % затрат по его реализации.

Стоктон (штат Калифорния)
Региональная комиссия рельсового транспорта San Joaquin рассматривала варианты развития линии Altamont Commuter Express (ACE), эксплуатируемой более 4 лет. Линия протяженностью 137,6 км с девятью станциями проходит из Стоктона через Алтамонт в Сан-Хосе. Состояние финансов штата пока не позволяет осуществлять этот план, но в перспективе сообщения АСЕ могут быть продлены до Сакраменто в северном направлении и до Станисласа, где находится университет штата Калифорния, в юго-восточном.

Перевозки в коридоре АСЕ выполняет компания-оператор Herzog Transit Services, которая перевозит ежедневно около 3000 пассажиров.

Сакраменто (штат Калифорния)
Администрация Sacramento Regional Transit District (RTD) строит новый участок длиной 18,3 км в развитие эксплуатируемой сети региональных линий, протяженность которой составляет 43 км, а число станций равно 38. Полагают, что пуск участка создаст дополнительный объем перевозок около 30,7 тыс. чел./сут. До этого, в сентябре 2003 г., была введена в эксплуатацию линия South длиной 10 км с семью станциями из центра Сакраменто до станции Мидоувью-Роуд (стоимость работ 222 млн. дол.). К 2010 г. планируется завершить вторую очередь этой линии, идущей в северо-западном направлении к Фолсону. Строительство участка протяженностью 17 км с девятью станциями оценивается в 209 млн. дол.

Заказаны 28 вагонов поездов, в том числе семь новых компании CAF и 21 бывший в эксплуатации компании VTA. Изучался также вопрос о возможности строительства линии длиной 18,7 км из центра Сакраменто в Натомас и далее в аэропорт.

http://www.css-rzd.ru/zdm/2005-06/05010-5.htm