Успехи железных дорог связаны не только с улучшением экономической ситуации в целом. Так, с точки зрения администрации компании Canadian National Railway (CN), замедление темпов экономического развития в стране в целом мало отразится на ее деятельности. Что касается CN, то ее возрождение началось с приватизации этой железной дороги первого класса в 1995 г. Прочные связи с грузоотправителями, жесткий контроль за производительностью и ценовая дисциплина, разумная политика в области закупок способствовали стабильному росту доходов, которые в третьем квартале 2004 г. были на 21 % больше полученных за аналогичный период 2003 г. Коэффициент издержек 65,4, лучший среди железных дорог первого класса, был на 2,5 пункта выше по сравнению с тем же периодом 2003 г.
Принятая CN модель так называемой культуры точности иллюстрирует принцип дисциплинированного выполнения планов эксплуатационной деятельности. При этом контролируются индивидуальные планы доставки отправок конкретных владельцев в конечный пункт назначения, а не время транзита поездов между терминалами. За счет этого улучшается эффективность использования инфраструктуры и сокращается время нахождения вагонов на терминалах.
Например, на некоторых железных дорогах первого класса время нахождения вагонов на станциях составляет в среднем 30 ч, т. е. вагоны простаивают почти 1,5 сут, при этом на CN это время не превышает 14 ч.
Другим примером реализации модели культуры точности является программа Intermodal Excellence (IMX), в рамках которой CN предоставляет под контейнеры вагоны предварительно заказанного поезда, выделяет для него нитку графика, а также резервирует перерабатывающую способность на терминалах. Это позволяет ускорить оборот вагонов, уменьшить число переработок и обеспечить лучшее использование подвижного состава.
По мнению руководителей CN, следующим шагом станет распространение принципов программы IMX на перевозки повагонными отправками. Предусматриваемые программой система индивидуальных тарифов по дням недели, оптимизация использования провозной способности, рационализация политики продаж и маркетинга демонстрируют кардинальные изменения по сравнению с ранее принятой концепцией работы с бизнес-единицами.
http://www.css-rzd.ru/zdm/2006-05/05106-1.htm