Компания пассажирских сообщений железных дорог Канады (VIA Rail) с 1994 г. выполняет перевозки ночными поездами между Монреалем и Галифаксом. Ночной поезд Ocean, отправляющийся шесть раз в неделю, представляет возможность совершить поездку в комфортабельных условиях в города провинций Квебек, Нью-Брансуик и Новая Шотландия на побережье Атлантического океана. Путь длиной 1340 км поезд проходит за 20 ч.

Поезда Ocean, как правило, формируются не менее чем из 20 вагонов. Большинство из этих вагонов в свое время предназначалось для работы в ночных поездах сообщения Великобритания — Франция, проходящих через тоннель под Ла-Маншем. В 1998 г. VIA Rail выкупила их у компании Alstom, присвоила им название Renaissance и приступила к реконструкции.

http://www.css-rzd.ru/zdm/2006-05/images/05142-1.jpg

На момент приобретения ни один из 139 вагонов с кузовами из нержавеющей стали, довольно давно построенных компанией Budd (США), не был полностью укомплектован, некоторые имели только кузова без внутреннего оборудования. Компания Bombardier Transportation на заводе в Монреале выполнила работы по достройке и оснащению вагонов нескольких типов: спальных, вагонов-ресторанов и сервисных. Причем это оказалось не столь трудным делом, как предполагалось вначале, и сделка в целом оказалась выгодной для VIA Rail.

Вагоны Renaissance
В число приобретенных входили 72 спальных вагона, 47 вагонов с местами для сидения и 20 сервисных. В спальном вагоне имеются 10 двухместных купе, в каждом из которых предусмотрены туалет, кресла для трех человек, место для багажа, система внутренней связи, телефонная связь с обслуживающим персоналом и детектор дыма/огня. Выходя из купе, пассажир может в целях безопасности запереть двери.

http://www.css-rzd.ru/zdm/2006-05/images/05142-2.jpg

В вагоне с местами для сидения 50 кресел расставлены по схеме 2 + 1. Для багажа предусмотрены места под креслами и на верхних полках. Кресла обеспечивают комфортное размещение пассажиров, снабжены опорами для ног и удобными спинками.

http://www.css-rzd.ru/zdm/2006-05/images/05142-3.jpg

Сервисные вагоны имеют пассажирские салоны, кухонный отсек для хранения и приготовления пищи и напитков, багажный отсек и отделение, откуда обслуживающий персонал поезда контролирует работу основных бортовых систем. Кроме того, в каждом сервисном вагоне выделено отделение для пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Все вагоны оснащены современными средствами внешней и внутренней связи, доступными пассажирам и персоналу.

Концепция
Maritime Learning Experience

VIA Rail рассчитывает на долгосрочный потенциал туризма в приатлантическом регионе Канады и поэтому за последние 5 лет инвестировала более 80 млн. канад. дол. в развитие этого бизнеса. Часть средств вложена в создание и развитие концепции системы туристического обслуживания Maritime Learning Experience, целью которой является сочетание комфорта для путешествующих в поезде пассажиров с предоставлением возможности ознакомления с туристическими объектами по пути следования поезда. Компания в определенной степени ориентируется на пассажиров, которые хотят воспользоваться различными нетрадиционными видами туристического обслуживания, и пока что среди таких путешественников преобладают люди пожилого возраста, которые имеют время и средства для подобных поездок.

В поезде Ocean введена должность инструктора-координатора (learning coordinator), функции которого намного шире рамок обычного экскурсионного обслуживания. Он организует и направляет общение пассажиров, знакомит их с историей и традициями тех мест, через которые проходит поезд, обеспечивает культурную программу и развлечения. При подготовке новых сотрудников этой категории VIA Rail использовала опыт национальных экспертов в данной области и европейский опыт организации подобных путешествий.

Класс Easterly
В поезда рассматриваемого направления продаются места трех классов: первого (в спальных вагонах), второго (в вагонах с местами для сидения) и Easterly. Класс Easterly соответствует категории максимально высокого уровня комфорта с эксклюзивным доступом в салоны отдыха и панорамного обозрения, имеющиеся в смежных вагонах. Пассажирам этого класса наряду с обычными атрибутами комфортной поездки доставляют на места легкий завтрак и обед из трех блюд. Однако главным отличием класса Easterly является организация досуга и ознакомления пассажиров с историческими и культурными памятниками региона. Билеты на места первых двух классов продаются круглогодично, класса Easterly — с начала мая по конец октября.

Основной целью компании применительно к поездке категории Easterly является создание для путешествующих комфортных условий, позволяющих по достоинству оценить открывающийся пейзаж.

Путешествуя в вагонах класса Easterly, пассажиры имеют доступ к самым современным удобствам, которые предлагает VIA Rail. В обычных спальных купе имеются туалет с раковиной, комфортабельное спальное место, днем трансформируемое в удобное кресло. Купе deluxe дополнительно оборудованы душевой кабиной, феном.

Во всех вагонах класса Easterly используется современный декор, в коридорах и купе спальных вагонов развешаны художественные полотна (в коридорах — большего, в купе — меньшего размера) с видами морского побережья, вдоль которого идет железнодорожная линия. При этом картины в каждом вагоне отражают тему одного из городов, находящихся по маршруту следования поезда.

Вагоны
для панорамного обозрения

В хвосте поезда Ocean находится вагон типа Park , который отличается тем, что в нем имеются только три спальных купе, а основное пространство занимают три салона для пассажиров, приходящих из других вагонов: верхний с прозрачной купольной крышей для панорамного обозрения и два нижних салона-гостиных — Bullet и Mural, оформленных каждый в своем индивидуальном стиле.

http://www.css-rzd.ru/zdm/2006-05/images/05142-4.jpg
http://www.css-rzd.ru/zdm/2006-05/images/05142-5.jpg

В верхний салон с 24 креслами, откуда открывается круговой обзор местности вокруг движущегося поезда с идеальными возможностями для фотографирования, пассажиры поднимаются по небольшой лестнице. Остекление купола выполнено из поликарбоната Lexan компании GE Plastics, тонирование стекол исключает ослепление пассажиров ярким солнцем. Салон оснащен установкой кондиционирования воздуха.

http://www.css-rzd.ru/zdm/2006-05/images/05142-6.jpg
http://www.css-rzd.ru/zdm/2006-05/images/05142-7.jpg

Салон Bullet в торцовой части вагона используется в качестве места, откуда инструктор-координатор знакомит интересующихся с хорошо видными природными ландшафтами и историческими достопримечательностями, в том числе находящимися сзади относительно направления движения поезда. Здесь же пассажиры могут отдыхать или общаться друг с другом за кофе или прохладительными напитками. Салон Mural получил такое название потому, что его стены украшены работами известных канадских художников (всего в парке VIA Rail насчитывается 14 вагонов Park с работами 14 мастеров, самый известный из которых — абстракционист Жан-Поль Риопелль (Jean Paul Riopelle). Удобные столики и бар делают этот салон прекрасным местом для коктейлей и бесед.

В середине состава имеется еще один вагон типа Skyline для панорамного обзора местности, но нижние его салоны выполнены по стандартному образцу наподобие салонов обычных вагонов с местами для сидения. Естественно, из этого вагона нет возможности смотреть назад.

В салонах для отдыха установлены телевизоры с плоским экраном, на которые транслируются записанные заранее кинофильмы и выводится необходимая визуальная информация. Имеются технические возможности для установки в голове поезда видеокамер для передачи на телеэкраны картин впередилежащей местности (как это сделано, например, на поезде Blue Train в ЮАР), но VIA Rail пока не стремится их реализовать. Демонстрация таких картин пассажирам вряд ли полезна, к тому же достаточно часты случаи столкновения с дикими животными, вышедшими на путь.

Организация питания,
обеспечение безопасности

Большое внимание уделено также организации питания путешественников в поезде. В состав поезда включен вагон-ресторан с 49 посадочными местами и двумя кухнями, одна из которых снабжена более современным оборудованием, включая конвекционные и микроволновые печи, посудомоечные агрегаты и т. п. Это позволяет готовить собственные полуфабрикаты и доводить их до готовности по мере спроса. Блюда подаются не на пластмассовых подносах, как принято на самолетах, а на фарфоровых тарелках со столовыми приборами.

К составлению меню привлекались известные специалисты, учитывались особенности кухни данного региона. Пассажирам предлагают, например, вина и пиво производства местных винзаводов и пивоварен.

Особое значение придается безопасности пребывания пассажиров в поезде. Изначально вагоны были спроектированы в соответствии с более строгими стандартами безопасности, принятыми в Великобритании и Франции для поездов, курсирующих по тоннелю под Ла-Маншем. Одной из первых задач в ходе реализации проекта перед реконструкцией приобретенных вагонов для поезда Ocean была оценка достаточности противопожарных мер. Из-за того что в Великобритании и Канаде (впрочем, как и других странах) действуют разные стандарты противопожарной безопасности, оценка противопожарных решений представляла определенную трудность. Так, для подтверждения возможности применения тех или иных материалов, используемых в конструкции вагонов, многие из них испытывали в условиях Канады. В ходе испытаний проверяли скорость распространения пламени, дымообразование (плотность дыма) и по методу компании Boeing оценивали токсичность образовавшегося при возгорании дыма. В поезде установлены окна, обеспечивающие быстрый выход наружу, для экстренных ситуаций предусмотрено аварийное освещение.

По оценкам пассажиров, поезд Ocean воспринимается ими не как чисто транспортное средство для поездки к месту назначения, а скорее как комфортная и познавательная составная часть программы культурного отдыха. Это указывает на благоприятные перспективы участия железных дорог в развитии туристического сектора экономики восточных регионов Канады.

International Railway Interiors. 2005, № 9, p. 8 – 11.